Огненная дуга - На Главную

Тяжелый танк KB

Вооружение || КВ || Т-34 || ИЛ-2 || "Катюша"

Тяжелый танк KB был принят на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 года. Несколько ранее опытный тяжелый танки передали 20-й танковой бригаде, участвовавшей в боях на Карельском перешейке. Первый бой он принял 17 декабря при попытке прорыва Хоттиненского укрепрайона «линии Маннергейма». Танк KB показал себя с лучшей стороны, однако очень быстро выяснилось, что 76-мм пушка Л-11 слаба для борьбы с дотами. Поэтому в сжатые сроки разработали и построили танк КВ-2 с башней увеличенного размера, вооруженный 152-мм гаубицей М-10. К 5 марта 1940 года три КВ-2 были отправлены на фронт.

Просмотреть в большем разрешении

Производство тяжёлых танков КВ

Фактически серийное производство танков КВ-1 и КВ-2 началось в феврале 1940 года на Ленинградском Кировском заводе. 31 декабря была произведена опытная сборка первого KB на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ).

Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Башня изготавливалась в двух вариантах — сварном и литом. В свою очередь, сварных башен также было две — с прямоугольной и закругленной кормой. Максимальная толщина брони у сварных башен достигала 75 мм, у литых — 95 мм. В первый год войны толщину брони башни довели до 105 мм. На танках более раннего выпуска броневую защиту усиливали 25-мм экранами, которые крепились к корпусу и башне болтами.

На танках первых выпусков устанавливалась 76-мм пушка Л-11, затем Ф-32 того же калибра, после начала войны на КВ устанавливалась 76-мм пушка ЗИС-5. На части танков ставился и зенитный пулемет ДТ. Кроме того, танк вооружался тремя пулеметами — спаренным, курсовым и кормовым.

Во втором полугодии 1941 года выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос. К производству многих узлов и агрегатов подключились такие крупные ленинградские предприятия, как Ижорский и Металлический заводы, завод «Русский дизель» и другие. Из-за отсутствия дизелей В-2 танки КВ-1, так же как и Т-34, некоторое время выпускались с бензиновыми двигателями. Однако в условиях блокады продолжать выпуск танков было невозможно. Поэтому с июля по декабрь в несколько этапов проводилась эвакуация Кировского завода из Ленинграда в Челябинск. 6 октября Челябинский тракторный был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома — ЧКЗ, ставший единственным заводом-изготовителем тяжелых танков вплоть до конца Великой Отечественной войны.

Просмотреть в большем разрешении

В 1942 году вместо танка КВ-1 начали производить его модернизированный вариант — КВ-1с («с» - скоростной). Масса танка была снижена до 42,5 т за счет уменьшения толщины броневых листов корпуса, массы агрегатов силовой передачи и ходовой части (гусеницу сузили до 608 мм), а также уменьшения габаритных размеров башни. Литая башня приобрела новую обтекаемую форму и командирскую башенку. Вооружение осталось прежним. Боекомплект сначала состоял из 94 выстрелов, позднее его удалось довести до 114 выстрелов. На КВ-1с была установлена и новая коробка передач с демультипликатором, обеспечивавшая восемь передач вперед и две назад.

Танк КВ-1С выпускался до сентября 1943 года. Всего было выпущено около 1230 танков. С сентября 1943 года в войска начал поступать новый вариант танка — КВ-85.

Танк того же класса, что и KB — «Тигр» — появился у немцев только в конце 1942 года. И тут судьба сыграла с KB вторую злую шутку: он моментально устарел. KB был просто бессилен против «Тигра» с его «длинной лапой» — 88-мм пушкой с длиной ствола в 56 калибров. «Тигр» мог поражать KB на более дальних дистанциях боя.

К сегодняшнему дню в разных странах мира сохранилось порядка 10 танков KB-1 и ряд экземпляров его различных модификаций. На территории России танк КВ-1 можно увидеть в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве, а опытный КВ-1С с 85-мм орудием в танковом музее Кубинка (Московская область). Как памятники, КВ-1 установлены в п. Ропша (КВ-1), на мемориале в дер. Марьино (недалеко от г. Кировск Ленинградской области) и п. Парфино Новгородской области (КВ-1 с башней КВ-1С). Танк КВ-85 (дальнейшее развитие КВ-1С) установлен в Санкт-Петербурге в районе ст. метро «Автово». В финском танковом музее Парола выставлены два трофейных КВ-1 — экранированный танк с пушкой Ф-32 и танк с пушкой ЗИС-5 и литой башней (оба с финской маркировкой и со свастиками). КВ-1 с пушкой Ф-32 имеется в танковом музее в Сомюре (Франция). КВ-1 с литой башней находится на Абердинском полигоне в США. И ещё один КВ-1 с литой башней экспонируется в танковом музее Бовингтона (Великобритания).

КВ-1 обр. 1940 года
Классификация: тяжёлый танк
Боевая масса: 43,1 т
Компоновочная схема: классическая
Экипаж: 5 чел.
Годы производства: 1940 – 1942
Годы эксплуатации: 1940 – 1944
Количество выпущенных: 2769 шт.
Длина корпуса: 6675 мм
Ширина корпуса: 3320 мм
Высота: 2710 мм
Клиренс: 450 мм
Тип брони: стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх): 75 мм/30°
Лоб корпуса (середина): 40 мм/65°
Лоб корпуса (низ): 75 мм/30°
Борт корпуса: 75 мм/0°
Корма корпуса (верх): 60 мм/50°
Корма корпуса (низ): 70 мм/0…90°
Днище: 30 – 40 мм
Крыша корпуса: 30 – 40 мм
Лоб башни: 70 мм/20°
Маска орудия: 90 мм
Борт башни: 75 мм/15°
Корма башни: 75 мм/15°
Крыша башни: 40 мм
Калибр и марка пушки: 76-мм Л-11, Ф-32, ЗиС-5
Тип пушки: нарезная
Длина ствола: 30,5 калибров
Боекомплект пушки: 111
Углы ВН: —7°…+25°
Прицелы: телескопический ТОД-6, перископический ПТ-6
Пулемёты: 3 ДТ
Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя: 500 л.с.
Скорость по шоссе: 34 км/ч
Запас хода по шоссе: 150 – 225 км
Запас хода по пересечённой местности: 90 – 180 км/ч
Удельная мощность: 11,6 л.с./т
Тип подвески: индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт: 0,77 кг/см2


Вооружение || КВ || Т-34 || ИЛ-2 || "Катюша"
Hosted by uCoz